Красноярский драматический театр им.Пушкина

Красноярский драматический театр им.Пушкина
История Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина уходит корнями в середину XIX века.
Первое появление профессионального театра в Красноярске относится к пятидесятым годам XIX столетия. В сентябре 1852 года труппой заезжих гастролеров под антрепризой господина Петрова в отделении кантонистов был поставлен водевиль Д. Т. Ленского «Час в тюрьме, или в чужом пиру похмелье».
В 1873 году по инициативе и на средства купца II гильдии И. О. Краузе было построено первое деревянное здание Красноярского театра. Первые два сезона на его сцене играла труппа антрепренера А. Н. Егорова, который пытался основать первую в Сибири постоянную труппу. Позже, в 1897-98 годах в театре играла труппа С. В. Брагина, в том числе, известные трагики братья Адельгейм - артисты Московского Малого театра. Летом 1897 года в Красноярске дали несколько спектаклей известные русские актеры Г. Н. Федотова и М. И. Писарев.
В ночь с 14 на 15 октября 1898 года деревянный городской театр сгорел дотла. Общественность города приняла эту потерю близко к сердцу. Не желая оставаться без культурного очага, общество любителей драматического искусства обратилось в Городскую думу с предложением о постройке нового здания.
Городские жители активно откликнулись на призыв пожертвовать деньги на строительство нового здания театра. Оно строилось всем миром: крупные промышленники и купечество, благотворительные общества врачей и учителей, служащие и даже безденежные учащиеся вносили свою лепту в строительство театрального Храма. В очень короткий срок нужная сумма была собрана. В 1899 г. развернулось строительство. На возведение, внутреннюю отделку, обстановку, приобретение мебели и устройство электроосвещения ушло 75 тыс. рублей.
В воскресенье 17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А. С. Пушкина. Осенью того же года в нем начала работать драматическая труппа К. П. Красновой, положившая начало существованию в городе постоянного Театра им. А.С. Пушкина.
В 1938 - 40 годах в Пушкинском театре были поставлены спектакли «Горе от ума», «Борис Годунов», «Васса Железнова». Под руководством главного режиссера К.Д. Ведерникова создана «театральная лениниана» — цикл спектаклей о Вожде мирового пролетариата.
В послевоенные годы театром руководил главный режиссер заслуженный артист РСФСР А. Я. Волгин. В течение 1946 - 49 годов он поставил спектакли «Укрощение строптивой», «Отелло», «Гроза», «Волки и овцы», «Русский вопрос». При участии режиссера Е. В. Крыловой была открыта студия актерского мастерства, в которой в 1946 году обучался великий артист XX века Иннокентий Смоктуновский.
В 50-е годы на красноярской сцене работали известные мастера советского театра: заслуженный деятель культуры РСФСР Н. А. Смирнов, народный артист РСФСР, лауреат Госпремии П. Л. Монастырский, заслуженный деятель культуры РСФСР Л. С. Самборская.
В 1956 году состоялись первые московские гастроли театра им. А.С. Пушкина. В репертуаре были спектакли главного режиссера А. П. Дунаева «Преступление и наказание», «Сын Рыбакова», «Сердце не прощает».
В 1964 году главным режиссером театра стал заслуженный артист РСФСР Е. Л. Гельфанд, поставивший «Дело, которому ты служишь», «Между ливнями» и «Старик».
В 1968-72 годах театр возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР Г. В. Меньшин, в 1972-75 годах — заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Бухарин. Лучшие спектакли того времени: «Таня» (реж. Меньшин) и «Василий Теркин» (реж. Бухарин).
В 1970 году народный артист РСФСР Н. Э. Прозоров был отмечен Госпремией РСФСР им. Станиславского за исполнение ролей в спектаклях «На диком бреге» и «Старик».
В 1976 году театр возглавили: главный режиссер заслуженный деятель искусств РСФСР Н. И. Басин и главный художник А.Н. Баженов.
В 1982 году спектакль «Спутники» был отмечен Госпремией РСФСР. Лауреатами стали: режиссер-постановщик Натан Басин, художник Александр Баженов, артисты Валерий Дьяконов, Светлана Зима и Валентин Трущенко.
Приход нового главного режиссера заслуженного деятеля искусств РСФСР Леонида Савельевича Белявского в 1983 году совпал с появлением новой волны в драматургии. Репертуар обновился спектаклями по пьесам А. Арро, А. Галина, Н. Павловой. Лучшие спектакли Леонида Белявского: «Из записок неизвестного», «Театр времен Нерона и Сенеки», «Не убий».
В 1987 году открылась Малая сцена театра.
В 1994 году спектакль «Фрекен Жюли» по А. Стриндбергу (режиссер Г. Козлов, художник И. Кутянский) участвовал в международном театральном фестивале «Дни Стриндберга в Москве».
Позже Театром им. А.С. Пушкина руководили: И. Б. Борисов, И. В. Тодоров, С. Д. Черкасский.
В 1996 году главным режиссером театра был назначен Андрей Николаевич Максимов, который в предыдущих сезонах поставил на красноярской сцене спектакли «Семейный портрет с посторонним» и «Правда — хорошо, а счастье лучше». Ранее он работал главным режиссером в гг. Кемерово и Новосибирске, режиссером в Санкт-Петербургском БДТ им. Г. Товстоногова. Андрей Максимов умел ставить спектакли-долгожители, его красноярские постановки отличались традиционностью решений и умением рассказать историю, волнующую зрительские сердца. 
В 1997 году спектакль «Отец» (режиссер из Швеции М. Нурлин, художник А. Н. Баженов) участвовал в международном фестивале «Стриндберг в Стокгольме».
В 1998 году главным режиссером театра был назначен Александр Бельский, он возглавлял труппу в течение шести лет, за которые афиша театра пополнилась произведениями А. Камю, Г. Пинтера, А. Стриндберга, Т. Уильямса, Э. Олби и других авторов.
Последние десятилетия творческой жизни театра были отмечены новыми именами и лицами. Так, в течение многих лет актер и режиссер заслуженный артист РФ Николай Хомяков ставил на сцене театра спектакли, пользующиеся зрительской любовью, среди них: «Милый друг» по Ги де Мопассану, «Я – женщина» по В. Мережко, «Цепи» по Ю. Сумбатову-Южину, «Последний срок» по В. Распутину.
Постановка «Последний срок» покоряла сердца зрителей и критиков, была не раз отмечена наградами и премиями. Успех этого спектакля во многом состоялся благодаря талантливой стенографии художника заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Госпремии Александра Баженова.
Под занавес сезона 2005 - 2006 года режиссер Олег Рыбкин поставил в театре им. А. С. Пушкина спектакль «Таланты и поклонники» по одноименной пьесе Александра Островского. В августе 2006 года этот талантливый режиссер возглавил театр. Являясь зрелым сложившимся мастером, он поставил ряд спектаклей, нашедших широкий отклик зрителей и крупнейших критиков. Спектакль «Таланты и поклонники» был приглашен в Москву для участия в фестивале «Островский в доме Островского» (2006), в Самару для участия в Первом Всероссийском фестивале «Волжские театральные встречи» (2007). «Трамвай «Желание» – на Х Международный фестиваль «Реальный театр» в Екатеринбург (2008), спектакль «Темные аллеи» по произведениям И.Бунина, участвовал в фестивалях «Ново-Сибирский транзит» в Новосибирске (2010) и Международном фестивале имени Федора Волкова в Ярославле (2011).
Театр под руководством О. А. Рыбкина стал одним из ведущих театральных коллективов страны, получил признание на краевых, российских и международных фестивалях. Спектакли «Король Лир» У. Шекспира (2006), «Ночь ошибок» О. Голдсмита (2007), «Трамвай «Желание» Т. Уильямса (2007), «Полковник-птица» Х. Бойчева (2008), «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (2008), «Темные аллеи» И. Бунина (2009), «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (2010) - неизменно получали высокую оценку на краевом фестивале «Театральная весна».
Большим успехом режиссера О. А. Рыбкина стала постановка спектакля по пьесе А. Чехова «Чайка». В 2008 году спектакль был номинирован на высшую национальную премию России «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль» (большая форма), «Лучшая режиссура», где получил высокие оценки столичной театральной критики.
С 2008 по 2016 годы Пушкинский театр ежегодно проводил Фестиваль современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК), организаторами и учредителями которого также выступили Фонд Михаила Прохорова и Министерство культуры Красноярского края. ДНК проходил в виде театрализованных прочтений пьес современных российских и зарубежных драматургов на площадках Красноярского драмтеатра. Над пьесами вместе с артистами театра работали приглашенные из разных российских городов и ближнего зарубежья режиссеры.
В 2011 году Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина по версии журнала «Forbеs» был назван в числе 10 лучших провинциальных театров России.
Спектакль «Конек-Горбунок», поставленный Олегом Рыбкиным по произведению Петра Ершова для юных зрителей, в 2012 году был отмечен на Международном фестивале-конкурсе «Ново-Сибирский транзит» (г. Новосибирск), фестивале «Театральный синдром» (г. Рязань, г. Липецк, г. Тамбов), фестивале им. Федора Волкова (г. Ярославль), а также признан лучшим спектаклем для детей на фестивале «Театральная весна» в Красноярске. В 2013 году «Конек-Горбунок» стал участником фестиваля «Золотая маска» («Маска плюс») и Национального фестиваля спектаклей для детей и юношества «Арлекин» (г. Санкт-Петербург), где получил специальный «Приз жюри и критики». В Великом Новгороде на фестивале «Царь-сказка» - «Приз зрительских симпатий» и «Приз за лучшую сценографию». В 2014 г. спектакль принял участие в Международном фестивале им. Януша Корчака в Варшаве (Польша) в рамках программы АСИТЕЖ (ЮНЕСКО).
Еще одной номинацией на Высшую Национальную театральную Премию России «Золотая маска» в 2013 году стал спектакль «Путешествие Алисы в Швейцарию» по пьесе Л. Берфуса в номинациях «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая режиссура» (реж. О. А. Рыбкин).
С 2013 по 2014 год состоялись длительные гастроли театра в гг. Иркутск, Ярославль, Краснодар, Новороссийск, Геленджик. В рамках гастрольного тура пушкинская труппа заслуженно получила признание и любовь нового зрителя.
Большим событием стала масштабная реконструкция театра, продлившаяся с 2012 по 2015 год, благодаря которой театр оборудован новейшей аппаратурой, зрительный зал оснащен современным звуком, в нем представлено порядка 600 световых приборов, используются прожекторы последних моделей. На главной сцене размещены 9 подъемников, с помощью которых можно создавать разные планы, композиции. В первом ряду амфитеатра предусмотрены 8 мест, где свободно размещаются коляски для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В марте 2017 года на Малой сцене Театра Наций (г. Москва) в специальной программе фестиваля «Золотая маска» «Детский week-end» москвичи увидели спектакль «Чик. Гудбай, Берлин» в постановке Олега Рыбкина.
 
Жизнь Красноярского пушкинского театра, несмотря на его солидный возраст, и сегодня наполнена молодой энергией. Благодаря грамотно выстроенной репертуарной политике, сильной труппе он является не только самым посещаемым театром города, но и одним из самых востребованных в России. Театр продолжает жить!..

Возврат к списку